Что такое процедура распределения имущества ликвидированного юридического лица и когда она применяется?

В последнее время участились случаи принудительного исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа. Причиной стало то, что инспекция стала пристальней следить и проверять соответствие юридического адреса юрлица фактическому местонахождению исполнительного органа. Налоговая считает, что не нахождение компании по юридическому адресу является одним из признаков фирм-однодневок, поэтому ведет специальный реестр так называемых адресов массовой регистрации. И, если адрес Вашей фирмы оказался в таком списке, то рано или поздно на юрадрес компании будет направлено письмо с требованием перерегистрировать общество на адрес фактического местонахождения. Одновременно с этим в карточке фирмы в ЕГРЮЛ появится запись о предстоящем принудительном исключении общества из реестра. Если не отреагировать на такое требование, то по прошествии примерно 6 месяцев, налоговая принудительно исключит фирму из реестра юрлиц.

Также четче и быстрее ФНС стала реагировать на прекращение сдачи налоговой отчетности по компаниям. Если отчетность не сдавалась год и более, то в любой момент налоговая может признать общество отсутствующим и также принудительно исключить его из ЕГРЮЛ.

И здесь мы подходим к сути данной статьи. Регулярно встречаются ситуации, когда о предстоящем исключении фирмы из реестра учредители и руководители юрлица ничего не знали, и своевременно не смогли отреагировать. То есть, исключение из ЕГРЮЛ застало из в расплох. А на компанию при этом было зарегистрировано различное недвижимое и движимое имущество, имелись остатки денег на расчетных счетах, различные вещные права от дебиторской задолженности до товарных знаков. С ликвидацией юрлица повисает в воздухе вопрос права собственности на оставшееся после исключения компании из реестра активы. Оспорить исключение фирмы из ЕГРЮЛ практически нереально, так как налоговая действовала законно. Просто признать право собственности за учредителями тоже нельзя, так как помимо активов у общества могли быть и пассивы, а учредителям полагается только то, что осталось после расчетов с кредиторами, работниками, уплаты налогов и сборов. Что же делать? Как спасти собственность?

Для такого случая законодатель ввел в статью 64 Гражданского Кодекса статью пункт 5.2., который гласит: «В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, … заинтересованное лицо … вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. Заявление о назначении процедуры … может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица.»

Однако, к сожалению, подробно данный порядок ни в одном законе или постановлении так и не был описан. И как часто бывает в таких ситуациях, порядок стал определяться через формирование судебной практики, которой, впрочем, тоже мало, и она не совсем однородна. По факту большая часть арбитражных управляющих, на которых законом возложено право проведения процедуры распределения имущества, о такой процедуре либо никогда не слышали, либо не понимают, как её нужно проводить. И только единицы, которые столкнулись с ней на практике, способны провести её на должном уровне.

Итак, что делать, если Вашу компанию исключили из ЕГРЮЛ, а на её балансе числилось регистрируемые активы? Подавать заявление о назначении процедуры распределения имущества ликвидированного юридического лица в арбитражный суд по месту регистрации такого юрлица. Перед этим Вам нужно определиться с кандидатурой арбитражного управляющего, которого Вы укажете в своем заявлении. Здесь крайне желательно выбирать управляющего с опытом проведения подобных процедур. Рассмотрев Ваше заявление суд введет назначит распределение имущества и назначит управляющего. По своей сути данная процедура больше всего напоминает  добровольную ликвидацию юрлица с некоторыми элементами из банкротного арсенала, например, функции ликвидатора выполняет арбитражный управляющий. Основные этапы:

- публикация в Вестнике госрегистрации о введении процедуры (подается в течении 2-х месяцев с целью выявления потенциальных кредиторов);

- направление запросов в регистрирующие органы и банки (цель выявление нераспределенного имущества);

- составление баланса активов и долгов ликвидированного юрлица;

- если активов больше, чем долгов, то созывается собрание учредителей ликвидированной фирмы, на котором вырабатывается порядок погашения долгов, уплаты соответствующих налогов и распределения имущества, либо реализации его части для погашения долгов. По итогам такого собрания, его решения направляются в арбитражный суд для проверки законности и утверждения;

- если долгов оказывается больше, чем активов, то у арбитражного управляющего возникает обязанность подать в суд ходатайство о переходе к процедуре банкротства;

- финальный аккорд -  решение суда либо о распределении имущества ликвидированного юрлица, либо о введении конкурсного производства, при недостаточности активов.

Далее лица, в пользу которых произведено распределение, с решением суда идут в регистрирующие органы (Росреестр, ГИБДД, ГИМС, Гостехнадзор и т.п.) и производят перерегистрацию имущества на себя.

На этом процедура будет исчерпана.

Надеюсь, что Вам данная информация не пригодится на практике, но если с Вашей компанией случится такая неприятность, буду рад помочь.

Возврат к списку